Главная / Курсы / Python / Свойства
# Глава 36. Свойства Свойства (properties) в питоне — это инструмент для создания управляемых атрибутов (managed attributes). При доступе к управляемым атрибутам может быть выполнен дополнительный код: валидация, форматирование, логирование, разнообразные проверки. Разберем, для чего это нужно и как это организовать. ## Мотивация Представим, что есть класс `Product`, описывающий товар: артикул (поле `number`), общее количество единиц товара и количество единиц, зарезервированных для покупки. У класса есть и различные методы, но их мы опустим. ```python class Product: def __init__(self, number, count_total, count_reserved): self.number = number self.count_total = count_total self.count_reserved = count_reserved ``` Этот класс используется по всему коду программы учета товаров на складе. Однажды появляется необходимость ввести проверку артикула: он должен состоять только из букв латинского алфавита и цифр. Самое простое решение: сделать поле `number` приватным (переименовать его в `_number`). Затем добавить метод `set_number()`, который будет вызываться во всех местах, где требуется установить артикул. И `get_number()`, чтобы этот артикул читать: ```python class Product: def __init__(self, number, count_total, count_reserved): self.set_number(number) self.count_total = count_total self.count_reserved = count_reserved def set_number(self, number): if not number.isalnum(): raise ValueError("Invalid number format") self._number = number def get_number(self): return self._number ``` Минусы такого подхода: - Требуется менять интерфейс класса. Если класс входит в состав библиотеки, используемой многочисленными клиентами, это не всегда удобно и даже возможно. - Придется вносить изменения во все места, где используется интересующее поле. Таких мест могут быть сотни. - На каждое поле класса добавлять по два метода `set_field()`, `get_field()` — не идиоматично. Как мы помним, код на питоне должен быть лаконичным и простым, без лишних сущностей. Вместо этого хочется добавить проверку для поля `number`, не меняя при этом ни интерфейс класса, ни использующий его код. Чтобы по-прежнему можно было писать `item.number = "78XZ6"`, но в момент присваивания запускать нужную нам валидацию и в случае неудачи генерировать исключение. Свойства позволяют это сделать! Рассмотрим другой сценарий использования свойств. В классе `Product` есть поле `count_total` (общее количество единиц товара на складе). И поле `count_reserved` (количество зарезервированных для покупки единиц). Требуется вычислить количество единиц товара, доступных для продажи. Для этого можно завести специальный метод: ```python def count_available(self): return self.count_total - self.count_reserved ``` Но тогда мы получим не согласованный интерфейс класса: какие-то значения доступны как поля, а какие-то — как методы. Свойства позволяют устранить эту проблему. Вместо синтаксиса **вызова метода** `item.count_available()` с помощью свойств можно организовать динамически вычисляемый атрибут с синтаксисом **доступа к полю:** `item.count_available`. Рассмотрим, как же работают свойства и как с их помощью решать подобные задачи. ## Геттеры, сеттеры, делитеры Итак, в питоне можно переопределить поведение любого атрибута при чтении, записи и удалении. Для этого создаются специальные методы, называемые геттерами (getters), сеттерами (setters) и делитерами (deleters). Их общее название — **свойства.** ### Геттеры Для того чтобы превратить метод в геттер, метод оборачивается декоратором `@property`. После этого пользователь класса работает с методом как с обычным полем. Заведем класс `User`, а в нем — геттер `data`. ```python {.example_for_playground} class User: def __init__(self, user_id, name, email): self._id = user_id self._name = name self._email = email @property def data(self): return f"User {self._id}: name={self._name}, email={self._email}" u = User(147, "kotiko", "kotiko@gmail.com") print(u.data) ``` ``` User 147: name=kotiko, email=kotiko@gmail.com ``` При работе с объектом `u` мы обратились к `data` не как к вызываемому методу `data()`, а как к полю. С помощью декоратора `@property` задается поведение при чтении поля. Метод, обернутый этим декоратором, называется геттером. Добавьте в класс `Product` геттер `count_available`. Он должен возвращать количество единиц товара, доступных для продажи. {.task_text} Создайте инстанс `scanner` с инвентарным номером `"scanner_3492"`, общим количеством единиц 19 и количеством зарезервированных единиц 3. {.task_text} Выведите в консоль значение `count_available` для `scanner`. {.task_text} ```python {.task_source #python_chapter_0360_task_0040} class Product: def __init__(self, number, count_total, count_reserved): self.number = number # Инвентарный номер товара self.count_total = count_total # Общее количество единиц товара на складе self.count_reserved = count_reserved # Количество зарезервированных единиц ``` Нужно добавить в класс метод `count_available()`, который возвращает разность полей `count_total` и `count_reserved`. Этот метод следует обернуть декоратором `@property`, чтобы он превратился в геттер и к нему можно было обращаться как к полю. {.task_hint} ```python {.task_answer} class Product: def __init__(self, number, count_total, count_reserved): self.number = number self.count_total = count_total self.count_reserved = count_reserved @property def count_available(self): return self.count_total - self.count_reserved scanner = Product("scanner_3492", 19, 3) print(scanner.count_available) ``` ### Сеттеры Для создания сеттера, то есть для переопределения поведения при записи поля, используется декоратор `@field_name.setter`. Здесь `field_name` должен совпадать с названием метода, обернутого `@property`. Например, если в классе объявлен геттер `query`, сеттер для него должен быть задекорирован через `@query.setter`: ```python {.example_for_playground} class Query: def __init__(self, q): self.query = q @property def query(self): return self._q.lower() @query.setter def query(self, new_val): self._q = new_val.strip() q = Query(" погода Саратов сегодня ") print(q.query) ``` ``` погода саратов сегодня ``` Обратите внимание, что в инициализаторе класса `Query` мы обратились именно к управляемому атрибуту `query`, а не к приватному полю `_q`. То есть неявным образом вызвали сеттер. Если бы мы этого не сделали, в поле `_q` попала бы строка без удаленных методом `strip()` пробелов. Что случится, если забыть добавить сеттер для свойства, у которого есть геттер, и попытаться присвоить полю значение? ```python {.example_for_playground} class Query: def __init__(self, q): self.query = q @property def query(self): return self._q.lower() q = Query("Погода Тюмень") ``` ``` Traceback (most recent call last): File "example.py", line 9, in <module> q = Query("Погода Тюмень") ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ File "example.py", line 3, in __init__ self.query = q ^^^^^^^^^^ AttributeError: property 'query' of 'Query' object has no setter ``` Сообщение об ошибке свидетельствует о том, что внутри метода `__init__()` была осуществлена попытка записи `query`, у которого отсутствует сеттер. Вывод: чтобы иметь возможность присваивать свойству значение, для этого свойства должен существовать сеттер. В классе `Product` вместо поля `number` заведите геттер и сеттер с именем `number`. Чтобы не было конфликта имен, само поле сделайте приватным (переименуйте в `_number`). {.task_text} Геттер `number` должен выводить в консоль строку `"Getting value"` и затем возвращать значение поля. {.task_text} Сеттер `number` должен выводить в консоль `"Setting value VAL"` (здесь вместо VAL должно быть выведено реальное присваиваемое значение) и затем проверять, что присваиваемый номер состоит только из букв латинского алфавита и цифр. Если это не так, сеттер должен бросать исключение `ValueError`. {.task_text} Добейтесь того, чтобы сеттер срабатывал даже в методе-инициализаторе. {.task_text} Проанализируйте консольный вывод: удостоверьтесь, что сеттер объекта `headphones` вызвался дважды. {.task_text} ```python {.task_source #python_chapter_0360_task_0050} class Product: def __init__(self, number, count_total, count_reserved): self.number = number self.count_total = count_total self.count_reserved = count_reserved headphones = Product("headphones", 5, 0) x = headphones.number headphones.number = "headphones001" ``` Переименуйте поле `number` в `_number`. Создайте метод `number(self)`, декорированный `@property`. Он будет нашим геттером. Создайте метод `number(self, val)`, декорированный `@number.setter`. Он будет нашим сеттером. Внутри него требуется логировать `val`, а затем проверять с помощью метода строки `isalnum()`. В инициализаторе `__init__()` нужно оставить присваивание `self.number`: тогда в этом месте будет вызван сеттер вместо обращения к полю `_number` напрямую. {.task_hint} ```python {.task_answer} class Product: def __init__(self, number, count_total, count_reserved): self.number = number self.count_total = count_total self.count_reserved = count_reserved @property def number(self): print("Getting value") return self._number @number.setter def number(self, val): print(f"Setting value {val}") if not val.isalnum(): raise ValueError("Invalid number format") self._number = val headphones = Product("headphones", 5, 0) x = headphones.number headphones.number = "headphones001" ``` ### Делитеры Для заведения делитера, то есть для переопределения поведения при удалении поля, используется декоратор `@field_name.deleter`. Например, `@query.deleter`. Конечно, контроль над процессом удаления поля в реальной жизни требуется довольно редко. Поэтому в большинстве случаев делитеры не используются. Они нужны, если требуется запретить удаление поля. Тогда в делитере генерируется соответствующее исключение. Или если при удалении поля требуется провести некую очистку связанных ресурсов. Напишем класс `Coordinate` для хранения координат точки. В сеттерах `@lat.setter` и `@lon.setter` организуем проверку, что в качестве широты (latitude) и долготы (longitude) переданы адекватные значения. С помощью делитеров вместо удаления полей будем их сбрасывать в нулевую координату. ```python {.example_for_playground} class Coordinate: def __init__(self, lat, lon): self.lat = lat self.lon = lon @property def lat(self): return self._lat @lat.setter def lat(self, val): if val > 90 or val < -90: raise ValueError("Invalid latitude") self._lat = val @lat.deleter def lat(self): self._lat = 0.0 @property def lon(self): return self._lon @lon.setter def lon(self, val): if val > 180 or val < -180: raise ValueError("Invalid longitude") self._lon = val @lon.deleter def lon(self): self._lon = 0.0 pos = Coordinate(34.0, -1004.5) ``` ``` Traceback (most recent call last): File "example.py", line 26, in <module> pos = Coordinate(34.0, -1004.5) ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ File "example.py", line 4, in __init__ self.lon = lon ^^^^^^^^ File "example.py", line 23, in lon raise ValueError("Invalid longitude") ValueError: Invalid longitude ``` При выполнении кода произошла ошибка: проверка на некорректное значение долготы внутри `@lon.setter` сработала даже при присваивании полю внутри инициализатора `__init__()`. Имплементируйте класс `Color`, который принимает в инициализаторе 3 значения: `r`, `g`, `b`. {.task_text} Добавьте в класс свойство `hex`, которое бы возвращало шестнадцатеричное представление цвета. Можете воспользоваться вспомогательной функцией `rgb_to_hex()`. {.task_text} Запретите удалять свойство `hex`: при попытке удаления должно генерироваться исключение `AttributeError` с текстом `"Hex attribute can not be deleted"`. {.task_text} ```python {.task_source #python_chapter_0360_task_0010} def rgb_to_hex(r, g, b): return f"#{r:02x}{g:02x}{b:02x}" class Color: # Your code c = Color(169, 3, 252) print(c.hex) try: del c.hex except AttributeError as e: print(f"Deleting hex: {e}") ``` Метод `hex(self)` требуется декорировать через `@hex.deleter` и в теле метода кидать исключение. {.task_hint} ```python {.task_answer} def rgb_to_hex(r, g, b): return f"#{r:02x}{g:02x}{b:02x}" class Color: def __init__(self, r, g, b): self._r, self._g, self._b = r, g, b @property def hex(self): return rgb_to_hex(self._r, self._g, self._b) @hex.deleter def hex(self): raise AttributeError("Hex attribute can not be deleted") c = Color(169, 3, 252) print(c.hex) try: del c.hex except AttributeError as e: print(f"Deleting hex: {e}") ``` ## Основные сценарии работы со свойствами Мы разобрались, что `@property`, `@field_name.setter` и `@field_name.deleter` позволяют реализовать произвольную логику при обращении к полю: валидацию, логирование, форматирование и т.д. Перечислим наиболее популярные сценарии использования свойств. Реализация **read-only полей.** В классе заводится поле, имя которого начинается с подчеркивания `_`: это подсказка, что поле приватное и пользователю класса напрямую к нему обращаться не следует. Для чтения этого поля создается метод, декорируемый `@property`. Он и превращается в read-only поле. Также возможна реализация write-only полей. Тогда метод, декорируемый `@property`, бросает исключение `AttributeError`. Оно сообщает, что поле доступно только для записи. Рефакторинг поведения класса **без изменения его интерфейса.** Например, если в классе есть публичное поле, и внезапно появилась необходимость организовать проверку при записи поля, не меняя интерфейс класса. В таком случае поле делается приватным. А вместо него вводится свойство со всеми необходимыми проверками. **Ленивое вычисление** атрибутов. В декорируемом через `@property` методе осуществляются вычисления, результат которых сохраняется в приватное поле. При обращении к полю происходит проверка: нужно ли запускать вычисления или можно отдать запомненный ранее результат. Реализация динамически **вычисляемых полей.** То есть полей, значения которых вычисляются заново при каждом обращении. Реализуйте класс `Circle`, в инициализатор которого передаются координаты `x`,`y` и радиус. {.task_text} Напишите свойство `r` для радиуса с проверкой, он не может быть отрицательным. В таком случае генерируйте `ValueError`. {.task_text} Добавьте в класс свойства `area` и `circumference` для расчета площади круга и длины окружности. {.task_text} ```python {.task_source #python_chapter_0360_task_0020} from math import pi class Circle: # Your code here c = Circle(5, 2.01, 6) print(c.area) print(c.circumference) ``` `area()` и `circumference()` — методы, декорированные `@property`. {.task_hint} ```python {.task_answer} from math import pi class Circle: def __init__(self, x, y, r): self.r = r self.x, self.y = x, y @property def r(self): return self._r @r.setter def r(self, value): if value < 0: raise ValueError("Negative radius") self._r = value @property def area(self): return pi * self.r * self.r @property def circumference(self): return 2 * pi * self.r c = Circle(5, 2.01, 6) print(c.area) print(c.circumference) ``` ## Свойства и наследование В классе-потомке разрешается переопределять свойства класса-родителя. Действует правило: если в потомке для свойства не переопределен ни геттер, ни сеттер, ни делитер, то используется их определение из класса-родителя. Если же в потомке переопределен хотя бы один метод из трех, то для использования остальных их также требуется переопределить. Иначе при попытке их использования будет брошено исключение `AttributeError`. Если запустить этот код, будет сгенерировано исключение `"AttributeError: property 'field' of 'Child' object has no setter"`. Исправьте это. {.task_text} ```python {.task_source #python_chapter_0360_task_0030} class Parent: @property def field(self): print("Parent field") @field.setter def field(self, val): print("Parent setter") class Child(Parent): @property def field(self): print("Child field") c = Child() c.field c.field = 1 ``` В классе `Child` требуется реализовать сеттер `field`, декорированный `@field.setter`. {.task_hint} ```python {.task_answer} class Parent: @property def field(self): print("Parent field") @field.setter def field(self, val): print("Parent setter") class Child(Parent): @property def field(self): print("Child field") @field.setter def field(self, val): print("Child setter") c = Child() c.field c.field = 1 ``` ## Использование свойств без декораторов Декораторы — наиболее лаконичный и удобный способ добавления в класс свойств. Есть и альтернатива: функция `property()`. Она принимает на вход функции, которыми требуется обернуть управляемый атрибут, а также docstring (строку документации). ```python property(fget=None, fset=None, fdel=None, doc=None) ``` Функция `property()` возвращает сам управляемый атрибут. Перепишем класс `Circle` из задачи выше на использование `property()`. ```python {.example_for_playground} from math import pi class Circle: def __init__(self, x, y, r): self.r = r self.x, self.y = x, y def _get_r(self): return self._r def _set_r(self, value): if value < 0: raise ValueError("Negative radius") self._r = value def _get_area(self): return pi * self.r * self.r def _get_circumference(self): return 2 * pi * self.r r = property( fget=_get_r, fset=_set_r, doc="Circle radius" ) area = property(fget=_get_area) circumference = property(fget=_get_circumference) c = Circle(5, 2.01, 6) print(c.area) print(c.circumference) ``` Относительно кода с декораторами код с функцией `property()` выглядит более многословным. ## Как устроены свойства Как мы [обсуждали](/courses/python/chapters/python_chapter_0270/) в главе про декораторы, декоратор — всего лишь синтаксический сахар для оборачивания функции в замыкание. Это справедливо и для декораторов свойств. Под капотом они превращаются в вызов функции `property()`. Например, эти два блока кода эквивалентны: ```python @property def r(self): return self._r ``` ```python def r(self): return self._r r = property(r) ``` Если заглядывать еще глубже в реализацию, то свойства строятся на [дескрипторах.](/courses/python/chapters/python_chapter_0340/) Ведь управляемый атрибут, возвращаемый `property()`, является дескриптором. ## Резюмируем - Управляемый атрибут — это атрибут, для чтения, изменения или удаления которого реализована дополнительная логика. - Свойства — механизм, позволяющий создавать управляемые атрибуты: геттеры, сеттеры и делитеры. - Свойства можно создавать с помощью декораторов `@property`, `@field_name.setter` и `@field_name.deleter`. Либо с помощью функции `property()`. - При наследовании действует правило: если в классе-потомке не переопределен ни один из методов свойства родителя, то подхватывается реализация свойства из родителя. Если же хотя бы один из методов (геттер, сеттер, делитер) переопределен, то для использования в классе-потомке других методов свойства их тоже требуется переопределить.
Отправка...
Наша группа в telegram. Здесь можно задавать вопросы и общаться.
Задонатить. Если вам нравится курс, вы можете поддержать развитие площадки!