# Глава 20. Алгебраические типы данных
АТД, или Алгебраические Типы Данных (англ. ADT, Algebraic Data Type), занимают почётное место в мире типов Haskell. Подавляющее большинство ваших собственных типов будут алгебраическими, и то же можно сказать о типах из множества Haskell-пакетов.
Алгебраическим типом данных называют такой тип, который составлен из других типов. Мы берём простые типы и строим из них, как из кирпичей, типы сложные, а из них — ещё более сложные. Это даёт нам невероятный простор для творчества. Любой тип данных, который не относится к примитивным, в Haskell является алгебраическим.
Оставим сетевые протоколы и дни недели, рассмотрим такой пример:
```haskell
data IPAddress = IPAddress String
```
Тип `IPAddress` использует один-единственный конструктор значения, но кое-что изменилось. Во-первых, имена типа и конструктора совпадают. Это вполне легально, вы встретите такое не раз. Во-вторых, конструктор уже не нульарный, а унарный (англ. unary), потому что теперь он связан с одним значением типа `String`. И вот как создаются значения типа `IPAddress`:
```haskell
let ip = IPAddress "127.0.0.1"
```
Значение `ip` типа `IPAddress` образовано конструктором и конкретным значением некоего типа:
```haskell
let ip = IPAddress "127.0.0.1"
-- конструктор значение
-- значения типа
-- типа IPAddress String
-- └ значение типа IPAddress ┘
```
Значение внутри нашего типа называют ещё полем (англ. field):
```haskell
data IPAddress = IPAddress String
-- тип конструктор поле
```
Расширим тип `IPAddress`, сделав его более современным:
```haskell
data IPAddress = IPv4 String | IPv6 String
```
Теперь у нас два конструктора, соответствующих разным IP-версиям. Это позволит нам создавать значение типа `IPAddress` так:
```haskell
let ip = IPv4 "127.0.0.1"
```
или так:
```haskell
let ip = IPv6 "2001:0db8:0000:0042:0000:8a2e:0370:7334"
```
Сделаем тип ещё более удобным. Так, при работе с IP-адресом нам часто требуется `localhost`. И чтобы явно не писать `"127.0.0.1"` и `"0:0:0:0:0:0:0:1"`, введём ещё два конструктора:
```haskell
data IPAddress = IPv4 String
| IPv4Localhost
| IPv6 String
| IPv6Localhost
```
Поскольку значения `localhost` нам заведомо известны, нет нужды указывать их явно. Вместо этого, когда нам понадобится `IPv4-localhost`, пишем так:
```haskell
let ip = IPv4Localhost
```
## Извлекаем значение
Допустим, мы создали значение `google`:
```haskell
let google = IPv4 "173.194.122.194"
```
Как же нам потом извлечь конкретное строковое значение из `google`? С помощью нашего старого друга, паттерн матчинга:
```haskell {.example_for_playground .example_for_playground_001}
checkIP :: IPAddress -> String
checkIP (IPv4 address) = "IP is '" ++ address ++ "'."
main :: IO ()
main = putStrLn . checkIP $ IPv4 "173.194.122.194"
```
Результат:
```bash
IP is '173.194.122.194'.
```
Взглянем на определение:
```haskell
checkIP (IPv4 address) = "IP is '" ++ address ++ "'."
```
Здесь мы говорим: «Мы знаем, что значение типа `IPAddress` сформировано с конструктором и строкой». Однако внимательный компилятор сделает нам замечание:
```
Pattern match(es) are non-exhaustive
In an equation for ‘checkIP’:
Patterns not matched:
IPv4Localhost
IPv6 _
IPv6Localhost
```
В самом деле, откуда мы знаем, что значение, к которому применили функцию `checkIP`, было сформировано именно с помощью конструктора `IPv4`? У нас же есть ещё три конструктора, и нам следует проверить их все:
```haskell
checkIP :: IPAddress -> String
checkIP (IPv4 address) = "IPv4 is '" ++ address ++ "'."
checkIP IPv4Localhost = "IPv4, localhost."
checkIP (IPv6 address) = "IPv6 is '" ++ address ++ "'."
checkIP IPv6Localhost = "IPv6, localhost."
```
С каким конструктором совпало — с таким и было создано значение. Можно, конечно, и так проверить:
```haskell
checkIP :: IPAddress -> String
checkIP addr = case addr of
IPv4 address -> "IPv4 is '" ++ address ++ "'."
IPv4Localhost -> "IPv4, localhost."
IPv6 address -> "IPv6 is '" ++ address ++ "'."
IPv6Localhost -> "IPv6, localhost."
```
## Строим
Определим тип для сетевой точки:
```haskell
data EndPoint = EndPoint String Int
```
Конструктор `EndPoint` — бинарный, ведь здесь уже два значения. Создаём обычным образом:
```haskell
let googlePoint = EndPoint "173.194.122.194" 80
```
Конкретные значения извлекаем опять-таки через паттерн матчинг:
```haskell
main :: IO ()
main = putStrLn $ "The host is: " ++ host
where
EndPoint host _ = EndPoint "173.194.122.194" 80
-- └── образец ──┘ └──────── значение ─────────┘
```
Обратите внимание, что второе поле, соответствующее порту, отражено универсальным образцом `_`, потому что в данном случае нас интересует только значение хоста, а порт просто игнорируется.
И всё бы хорошо, но тип `EndPoint` мне не очень нравится. Есть в нём что-то некрасивое. Первым полем выступает строка, содержащая IP-адрес, но зачем нам строка? У нас же есть прекрасный тип `IPAddress`, он куда лучше безликой строки. Это общее правило для Haskell-разработчика: чем больше информации несёт в себе тип, тем он лучше. Давайте заменим определение:
```haskell
data EndPoint = EndPoint IPAddress Int
```
Тип стал понятнее, и вот как мы теперь будем создавать значения:
```haskell
let google = EndPoint (IPv4 "173.194.122.194") 80
```
Красиво. Извлекать конкретные значения будем так:
```haskell {.example_for_playground .example_for_playground_002}
main :: IO ()
main = putStrLn $ "The host is: " ++ ip
where
EndPoint (IPv4 ip) _ = EndPoint (IPv4 "173.194.122.194") 80
```
Здесь мы опять-таки игнорируем порт, но значение IP-адреса извлекаем уже на основе образца с конструктором `IPv4`.
Это пример того, как из простых типов строятся более сложные. Но сложный тип вовсе не означает сложную работу с ним, паттерн матчинг элегантен как всегда. А вскоре мы узнаем о другом способе работы с полями типов, без паттерн матчинга.
Любопытно, что конструкторы типов тоже можно компоновать, взгляните:
```haskell {.example_for_playground .example_for_playground_003}
main :: IO ()
main = putStrLn $ "The host is: " ++ ip
where
EndPoint (IPv4 ip) _ = (EndPoint . IPv4 $ "173.194.122.194") 80
```
Это похоже на маленькое волшебство, но конструкторы типов можно компоновать знакомым нам оператором композиции функций:
```haskell
(EndPoint . IPv4 $ "173.194.122.194") 80
```
Здесь `IPv4 $ "173.194.122.194"` — значение типа `IPAddress`.
Вам это ничего не напоминает? Это же в точности так, как мы работали с функциями! Из этого мы делаем вывод: конструктор значения можно рассматривать как особую функцию. В самом деле:
```haskell
EndPoint (IPv4 "173.194.122.194") 80
```
Здесь `EndPoint` — "функция", `IPv4 "173.194.122.194"` — её первый аргумент, а `80` — второй аргумент.
Мы как бы применяем конструктор к конкретным значениям как к аргументам, в результате чего получаем значение нашего типа. А раз так, мы можем компоновать конструкторы так же, как и обычные функции, лишь бы их типы были комбинируемыми. В данном случае всё в порядке: тип значения, возвращаемого конструктором `IPv4`, совпадает с типом первого аргумента конструктора `EndPoint`.
Допустим, мы пишем движок для построения маршрутов. {.task_text}
Заведите тип-перечисление `NaviType`, состоящий из двух значений: `Car` и `Bycicle`. Чтобы преобразовывать значение этого типа в строку, воспользуйтесь директивой `deriving`. {.task_text}
Заведите тип `Loc`, обозначающий локацию: у него должен быть конструктор от кортежа из двух `Double` (широты и долготы). Создайте для него кастомную функцию `showLoc`, выводящую локацию в виде `"{широта; долгота}"`. {.task_text}
И, наконец, заведите АТД `Route` (маршрут) с конструктором от `NaviType` (вид передвижения) и `Loc` (точка отправления). Для него также нужна функция `showRoute`. Внутри себя она должна применять `showNaviType` и `showLoc` и возвращать строку вида: {.task_text}
`"Route from point {широта; долгота} by вид передвижения"` {.task_text}
В функции `main` в блоке `where` проинициализируйте `route` маршрутом с видом передвижения `Bicycle` и отправной точкой `(56.981, 43.12)`. {.task_text}
```haskell {.task_source #haskell_chapter_0200_task_0010}
module Main where
-- Your code here
main :: IO()
main = print $ showRoute route
where
route = -- Initialize 'route' with values:
-- NaviType=Bicycle, Loc=(56.981, 43.12)
```
Самое сложное в этой задаче — правильно расставить скобки. Для этого еще раз перечитайте примеры работы с АДТ в этой главе. {.task_hint}
```haskell {.task_answer}
module Main where
data NaviType = Car | Bicycle deriving (Show)
data Loc = Loc (Double, Double)
data Route = Route NaviType Loc
showLoc :: Loc -> String
showLoc (Loc loc) = "{" ++
(show (fst loc)) ++
"; " ++
(show (snd loc)) ++
"}"
showRoute :: Route -> String
showRoute (Route naviType start) = "Route from point " ++
showLoc start ++
" by " ++
show naviType
main :: IO()
main = print $ showRoute route
where
route = Route Bicycle (Loc (56.981, 43.12))
```
## Тип Сумма и Тип Произведение
Почему алгебраические типы данных называются алгебраическими? Все просто: несколько типов компонуются, чтобы получить новый составной тип. При этом новый тип получается с помощью таких операций как сложение или умножение. А алгебра как раз-таки и работает со множеством сущностей и операций над ними. Но что значат сумма и произведение применительно к типам?
У каждого типа есть свой допустимый набор значений. Количество таких значений называется **мощностью** типа. Например, значения типа `Bool` — это `True` либо `False`. Значит, мощность типа `Bool` равна 2. А сколько значений может принимать тип `LaptopState`, составленный из трех флагов, означающих, включен ли ноутбук, подключен ли он к электричеству и подключен ли по оптоволокну к сети?
```haskell
data LaptopState = LaptopState Bool Bool Bool
```
Тип `LaptopState` имеет мощность 2 * 2 * 2, то есть 8. Мы получили 8, **перемножив** количество значений каждого из типов, составляющих `LaptopState`. Поэтому мы в праве сказать, что `LaptopState` — это Тип Произведение (Product Type).
Также существует и Тип Сумма (Sum Type). Как нетрудно догадаться, мощность значений такого типа определяется через **сумму,** а не через произведение. Это тип, значения которого могут принимать один из нескольких взаимоисключающих вариантов.
Взглянем на определение типа `Bool`:
```haskell
data Bool = False | True
```
Как видите, `False` и `True` — это два взаимоисключающих варианта. Поэтому `Bool` — это Тип Сумма.
Перед вами два пользовательских типа: `NaviType` и `Loc`. Напишите два разделенных пробелом значения для `NaviType` и `Loc`: {.task_text}
- `sum`, если это Тип Сумма.
- `product`, если это Тип Произведение.
{.task_text}
```haskell
data NaviType = Car | Bicycle
data Loc = Loc (Double, Double)
```
```consoleoutput {.task_source #haskell_chapter_0200_task_0020}
```
Значения типа `NaviType` могут принимать один из двух взаимоисключающих вариантов. А мощность типа `Loc` равна произведению всех значений, принимаемых `Double`, на 2. {.task_hint}
```haskell {.task_answer}
sum product
```
Вот мы и познакомились с настоящими типами. Пришло время узнать о более удобной работе с полями типов.
Наша группа в telegram. Здесь можно задавать вопросы и общаться.
Задонатить. Если вам нравится курс, вы можете поддержать развитие площадки!