# Глава 11. Кортеж В этой главе мы познакомимся с кортежем и ещё ближе подружимся с паттерн матчингом. ## Кортеж Кортеж (англ. tuple) — стандартная структура данных Haskell. В отличие от списка, она может содержать данные как одного типа, так и разных. Структуры, способные содержать данные разных типов, называют гетерогенными (в переводе с греческого: «разного рода»). Вот как выглядит кортеж: ```haskell ("Haskell", 2010) ``` Круглые скобки и значения, разделённые запятыми. Этот кортеж содержит значение типа `String` и ещё одно, типа `Int`. Вот ещё пример: ```haskell ("Haskell", "2010", "Standard") ``` То есть ничто не мешает нам хранить в кортеже данные одного типа. ## Тип кортежа Тип списка строк, как вы помните, `[String]`. И не важно, сколько строк мы запихнули в список, одну или миллион — его тип останется неизменным. С кортежем же дело обстоит абсолютно иначе. Тип кортежа зависит от количества его элементов. Вот тип кортежа, содержащего две строки: ```haskell (String, String) ``` Вот ещё пример: ```haskell (Double, Double, Int) ``` И ещё: ```haskell (Bool, Double, Int, String) ``` Тип кортежа явно отражает его содержимое. Поэтому если функция применяется к кортежу из двух строк, применить её к кортежу из трёх никак не получится, ведь типы этих кортежей различаются: ```haskell -- Разные типы (String, String) (String, String, String) ``` ## Действия над кортежами Со списками можно делать много всего, а вот с кортежами — не очень. Самые частые действия — собственно формирование кортежа и извлечение хранящихся в нём данных. Например: ```haskell makeAlias :: String -> String -> (String, String) makeAlias host alias = (host, alias) ``` Пожалуй, ничего проще придумать нельзя: на входе два аргумента, на выходе — двухэлементный кортеж с этими аргументами. Двухэлементный кортеж называют ещё парой (англ. pair). И хотя кортеж может содержать сколько угодно элементов, на практике именно пары встречаются чаще всего. Обратите внимание, насколько легко создаётся кортеж. Причина тому — уже знакомый нам [паттерн матчинг.](/courses/haskell/chapters/haskell_chapter_0060#block-pattern-matching) Мы просто указываем соответствие между левой и правой сторонами определения: «Пусть первый элемент пары будет равен аргументу `host`, а второй — аргументу `alias`». Ничего удобнее и проще и придумать нельзя. Переделайте функцию `makeAlias` из примера выше: пусть она возвращает кортеж не из двух, а из трех элементов: хоста, URL и имени (alias). {.task_text} Для получения URL конкатенируйте строку `"https://"` и имя. {.task_text} ```haskell {.task_source #haskell_chapter_0110_task_0010} module Main where -- Your code here main :: IO () main = print (makeAlias "173.194.71.106" "www.google.com") ``` Оператор `++` — это оператор конкатенации, склеивающий две строки в одну. Строго говоря, он склеивает два списка, но мы-то с вами уже знаем, что `String` есть ни что иное, как `[Char]`. Таким образом, `"https://"` ++ `"www.google.com"` даёт нам `"https://www.google.com"`. {.task_hint} ```haskell {.task_answer} module Main where makeAlias :: String -> String -> (String, String, String) makeAlias host alias = (host, "https://" ++ alias, alias) main :: IO () main = print (makeAlias "173.194.71.106" "www.google.com") ``` Извлечение элементов из кортежа также производится через паттерн матчинг: ```haskell {.example_for_playground} makeAlias :: String -> String -> (String, String) makeAlias host alias = (host, alias) main :: IO () main = let (host, alias) = makeAlias "173.194.71.106" "www.google.com" in print (host ++ ", " ++ alias) ``` Функция `makeAlias` даёт нам пару из хоста и имени. Но что это за странная запись возле уже знакомого нам слова `let`? Это промежуточное выражение, но выражение хитрое, образованное через паттерн матчинг. Чтобы было понятнее, сначала перепишем функцию без него: ```haskell {.example_for_playground .example_for_playground_001} main :: IO () main = let pair = makeAlias "173.194.71.106" "www.google.com" host = fst pair -- Берём первое... alias = snd pair -- Берём второе... in print (host ++ ", " ++ alias) ``` При запуске этой программы получим: ``` "173.194.71.106, www.google.com" ``` Стандартные функции `fst` и `snd` возвращают первый и второй элемент кортежа соответственно. Работают они только с кортежем из двух элементов, то есть с парой. Выражение `pair` здесь соответствует паре, выражение `host` — значению хоста, а `alias` — значению имени. Но не кажется ли вам такой способ избыточным? Мы в Haskell любим изящные решения, поэтому предпочитаем паттерн матчинг. Раскроем подробнее вышеприведённый способ: ```haskell let (host, alias) = makeAlias "173.194.71.106" "www.google.com" let (host, alias) = ("173.194.71.106", "www.google.com") ``` Читается это так: `host` присвоить значение "173.194.71.106"; `alias` присвоить значение "www.google.com". Вот такая простая магия. Функция `makeAlias` даёт нам пару, и мы достоверно знаем это! А если знаем, нам не нужно вводить промежуточные выражения вроде `pair`. Мы сразу говорим, что точно знаем: выражение, вычисленное функцией `makeAlias` — это пара значений. ```haskell let (host, alias) = makeAlias "173.194.71.106" "www.google.com" ``` Это «зеркальная» модель. Через паттерн матчинг формируем: ```haskell -- Формируем правую сторону -- на основе левой... host alias = (host, alias) ``` и через него же извлекаем: ```haskell -- Формируем левую сторону -- на основе правой... (host, alias) = ("173.194.71.106", "www.google.com") ``` Элементы списка можно получать по индексу с помощью оператора `!!`. А что насчет кортежей? С ними такой фокус **не сработает!** Чтобы получить элемент кортежа, применяйте паттерн матчинг. Либо функции `fst` и `snd` для пар. Есть и третий способ. О нем — в конце главы. Что выведет этот код? В случае ошибки напишите `error`. {.task_text} ```haskell {.example_for_playground} module Main where chessMove :: String -> (String, String) -> (String, (String, String)) chessMove color (from, to) = (color, (from, to)) main :: IO () main = print (color ++ ": " ++ from ++ "-" ++ to) where (color, (from, to)) = chessMove "white" ("e2", "e4") ``` ```consoleoutput {.task_source #haskell_chapter_0110_task_0020} ``` Функция `chessMove` даёт нам кортеж с кортежем, а раз мы точно знаем вид этого кортежа, сразу указываем `where`-выражение в виде образца: `(color, (from, to)) = chessMove "white" ("e2", "e4")`. Функция `print` применится к конкатенации строк "white", ": ", "e2", "-", "e4". {.task_hint} ```haskell {.task_answer} white: e2-e4 ``` Обратите внимание, объявление функции в задаче отформатировано чуток иначе: типы выстроены друг под другом через выравнивание стрелок под двоеточием. Вы часто встретите такой стиль в Haskell-проектах. Напишите функцию `formatLocation`, которая: {.task_text} - Принимает кортеж из двух значений типа `Double`: широты и долготы. - Возвращает строку вида `"You are here: LAT, LON"`, где `LAT` и `LON` — значения широты и долготы. Для превращения `Double` в строку воспользуйтесь встроенной функцией `show`. {.task_text} В функции `main` используйте конструкцию `where`, чтобы вывести на экран результат применения функции к кортежу из чисел 34.7 и 10.1. {.task_text} ```haskell {.task_source #haskell_chapter_0110_task_0030} module Main where -- Your code here main :: IO () main = -- And here ``` Определите функцию `formatLocation`, принимающую кортеж и возвращающую строку. В блоке `where` функции `main` заведите кортеж: `loc = (34.7, 10.1)`. {.task_hint} ```haskell {.task_answer} module Main where formatLocation :: (Double, Double) -> String formatLocation (lat, lon) = "You are here: " ++ show lat ++ ", " ++ show lon main :: IO () main = print (formatLocation loc) where loc = (34.7, 10.1) ``` ## Кортежи и универсальные образцы Мы можем вытаскивать по образцу лишь часть нужной нам информации. [Помните](/courses/haskell/chapters/haskell_chapter_0060#block-wildcard-match) универсальный образец `_`? Взгляните. Функция `patientEmail` даёт нам почту пациента. {#block-patient-email} ```haskell {.example_for_playground} -- Поясняющие псевдонимы type UUID = String type FullName = String type Email = String type Age = Int type Patient = (UUID, FullName, Email, Age) patientEmail :: Patient -> Email patientEmail (_, _, email, _) = email main :: IO () main = putStrLn (patientEmail ( "63ab89d" , "John Smith" , "johnsm@gmail.com" , 59 )) ``` Тип `Patient` — это псевдоним для кортежа из четырёх элементов: уникальный идентификатор, полное имя, адрес почты и возраст. Дополнительные псевдонимы делают наш код яснее: одно дело видеть безликую `String` и совсем другое — `Email`. Рассмотрим внутренность функции `patientEmail`: ```haskell patientEmail (_, _, email, _) = email ``` Функция говорит нам: «Да, я знаю, что мой аргумент — это четырёхэлементный кортеж, но меня в нём интересует исключительно третий по счёту элемент, соответствующий адресу почты, его я и верну». Универсальный образец `_` делает наш код лаконичнее и понятнее, ведь он помогает нам игнорировать то, что нам неинтересно. Строго говоря, мы не обязаны использовать `_`, но с ним будет лучше. Напишите функцию `extractTimestamp`, которая принимает кортеж из 3-х элементов: широты, долготы и временной метки. Функция должна вернуть значение временной метки. {.task_text} Заведите псевдонимы и используйте их в объявлении функции: `Latitude`, `Longitude`, `UnixTimestamp`. {.task_text} ```haskell {.task_source #haskell_chapter_0110_task_0040} module Main where -- Your code here main :: IO () main = print (extractTimestamp (37.0932, 51.8821, 1715536019)) ``` Требуется получить третий элемент кортежа: `(_, _, ts) = ts`. {.task_hint} ```haskell {.task_answer} module Main where type Latitude = Double type Longitude = Double type UnixTimestamp = Int extractTimestamp :: (Latitude, Longitude, UnixTimestamp) -> UnixTimestamp extractTimestamp (_, _, ts) = ts main :: IO () main = print (extractTimestamp (37.0932, 51.8821, 1715536019)) ``` ## А если ошиблись? При использовании паттерн матчинга в отношении пары следует быть внимательным. Представим себе, что вышеупомянутый тип `Patient` был расширен: ```haskell type UUID = String type FullName = String type Email = String type Age = Int type DiseaseId = Int -- Новый элемент. type Patient = ( UUID , FullName , Email , Age , DiseaseId ) ``` Был добавлен идентификатор заболевания. И всё бы хорошо, но внести изменения в функцию `patientEmail` мы забыли: ```haskell patientEmail :: Patient -> Email patientEmail (_, _, email, _) = email ``` В кортеже `(_, _, email, _)` отсутствует пятый элемент! К счастью, в этом случае компилятор строго обратит наше внимание на ошибку: ``` Couldn't match type ‘(t0, t1, String, t2)’ with ‘(UUID, FullName, Email, Age, DiseaseId)’ Expected type: Patient Actual type: (t0, t1, String, t2) In the pattern: (_, _, email, _) ``` Оно и понятно: функция `patientEmail` использует образец, который уже некорректен. Вот почему при использовании паттерн матчинга следует быть внимательным. На этом наше знакомство с кортежем считаю завершённым, в последующих главах мы будем использовать их периодически. ## Для любопытных Для работы с элементами многоэлементных кортежей можно использовать готовые библиотеки, во избежание длинных паттерн матчинговых цепочек. Например, пакет [tuple](http://hackage.haskell.org/package/tuple). Он не входит в стандартную библиотеку и устанавливается отдельно. Для того, чтобы в своем проекте использовать сторонний пакет, его нужно указать в качестве зависимости (секция `dependencies` конфига `package.yaml`), после чего собрать проект через `stack build`. Подробнее об этом [будет](/courses/haskell/chapters/haskell_chapter_0150/#block-add-dependency) в главе про Hackage и библиотеки. {#block-add-dependency} И вот как выглядит импорт модуля `Data.Tuple.Select` из пакета `tuple`: ```haskell {.example_for_playground} import Data.Tuple.Select main :: IO () main = print (sel4 (123, 7, "hydra", "DC:4", 44, "12.04")) ``` Функция `sel4` из модуля `Data.Tuple.Select` извлекает четвёртый по счёту элемент кортежа, в данном случае строку `"DC:4"`. Там есть функции вплоть до `sel32`, авторы вполне разумно сочли, что никто, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, не станет оперировать кортежами, состоящими из более чем 32 элементов. Кроме того, мы и обновлять элементы кортежа можем: ```haskell {.example_for_playground} import Data.Tuple.Update main :: IO () main = print (upd2 2 ("si", 45)) ``` ``` ("si",2) ``` Второй элемент кортежа изменился с `45` на `2`. Для обновления кортежа в пакете `tuple` есть модуль `Data.Tuple.Update`. Он содержит функции вида `updN val tpl`, где `N` — номер элемента кортежа (начиная с 1), `val` — новое значение для элемента, `tpl` — сам кортеж. {.task_text} Естественно, по причине неизменности кортежа, никакого обновления тут не происходит, но выглядит симпатично. {.task_text} Подключите этот модуль. Затем допишите определение функции `f`, которая принимает целое число и кортеж. Она заменяет второй элемент кортежа на это число. {.task_text} ```haskell {.task_source #haskell_chapter_0110_task_0050} module Main where f :: Int -> (String, Int) -> (String, Int) -- Your code here main :: IO () main = print (f 3 ("si", 45)) ``` Примените функцию `upd2` к значению типа `Int` и кортежу `(String, Int)`. {.task_hint} ```haskell {.task_answer} module Main where import Data.Tuple.Update f :: Int -> (String, Int) -> (String, Int) f newVal tpl = upd2 newVal tpl main :: IO () main = print (f 3 ("si", 45)) ```
Отправка...
Наша группа в telegram. Здесь можно задавать вопросы и общаться.
Задонатить. Если вам нравится курс, вы можете поддержать развитие площадки!